ГБОУ школа № 15

7 класс, музыка, 20.04.2020

Тема: Интонационное единство балета (оперы).

Материал для обучения:

Стихотворение:

Тихо — тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинулись вдруг стены —
Вся Земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит,
И ведёт нас за собой.

Учитель:
Как  вы  думаете,  а  куда  же  сегодня  поведет  нас  за  собой  музыка?
Сегодня  я  предлагаю  вам  отправиться  в  настоящий театр.

Представляете,  какая  это  трудная  задача—рассказать  людям  языком  танца   о  победе  добра  над  злом,  красоты  над  безобразием…  разве  не  хочется  принять    в  этом  участие?  Ведь  очень  часто,  читая  книги,  мы  представляем  себя  в  том  или  ином  образе,  роли…  Конечно,   для  этого  надо  оживить  сказку,  а  такое  чудо  возможно только  на театральной  сцене.

Балет, как и опера, относится к жанрам, неразрывно связанным с литературой, сюжетным первоисточником. И хотя в балете не звучат слова, отсутствуют вокальные сцены — замысел писателя или драматурга, воплощённый в романе, пьесе, сказке, в балете выражает себя через музыку и танец, жест и мимику с огромной художественной силой и убедительностью.

Как иногда хочется нарисовать полюбившиеся персонажи, увидеть их в движении, ощутить их характер в звучании музыки, в обрамлении красочных декораций!

Балет открывает перед нами такую возможность. Ведь балетный спектакль не просто исполнение музыки: это результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов — словом, огромного художественного коллектива, вдохновлённого единой творческой целью.

Слушаем С.С.Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»

Сегодня на уроке на примере фрагментов из балета С.Прокофьева «Золушка»мы  попробуем определить, как и чем связаны между собой образы в музыкальном спектакле, чем достигается  единство балета.

С произведениями С.С.Прокофьева мы встречались неоднократно на уроках музыки.

Назовите знакомые вам произведения этого автора? (Симфоническая сказка «Петя и волк», «Болтунья», кантата «Александр Невский», «Вальс» и «Полночь» из балета «Золушка».)

«Музыка-душа танца!»- говорил французский балетмейстер17 века Новерр, и многие его требования, изложенные в книге «Письма о танце и балетах», не утеряли значения до наших дней.

Демонстрация портрета  Жан Жорж Новерр
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%80,_%D0%96%D0%B0%D0%BD-%D0%96%D0%BE%D1%80%D0%B6

Великий балетмейстер добивался правды в балете, яркой образности, действенности танца и органичной связи его с музыкой. «Хорошо написанная музыка,- отмечал он,- должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка».

Музыка в балете определяет характер танца, его темп и ритм, подсказывает рисунок движений и стиль спектакля, его образный строй. Музыка создаёт эмоциональную атмосферу, в которой происходит действие.

Следуя примеру П.И.Чайковского, в балетный театр пришёл композитор-симфонист С.С.Прокофьев.

Мысли и чувства, вложенные композитором в музыку, в балете выражаются через танцовщиков  и балерин, которые «разговаривают» со зрителями языком танца, мимики, жеста.

Мы обычно говорим, что в балете, как в любом реалистическом искусстве, его создатели стремятся передать правду жизни. Но в балете не разговаривают, как в драматическом спектакле, даже не поют как в опере. А всё время танцуют, ходят неестественной походкой, жестикулируют как-то странно, принимают картинные позы.

Разве в жизни ведут себя подобным образом? Конечно же, нет. Мы лишь в минуты радости пускаемся в пляс или танцуем на танцевальных вечерах.

А в балетном спектакле любое событие, всякое душевное движение превращается в танец, в пантомиму. Любовь, например, передаётся певучими линиями классических па, а коварство- стремительным каскадом движений. И в радости, и в горе, даже умирая, герои балета проделывают немыслимые пируэты.

В балете танец существует как бы в оправе других искусств – братьев. Это братство искусств, соединяющее в балетном спектакле и «совершенства» танца, пантомимы, живописи, музыки, драмы, актёрского мастерства, скульптуры и литературы.

Светлый и сказочный спектакль – балет «Золушка», поставленный осенью 1945 года, был первой послевоенной премьерой в Большом театре.

Слушаем вступление к балету «Золушка»

Слушаем танец с Шалью- балет «Золушка»

Любой танцевальный эпизод в балете должен иметь смысл, иначе он только помешает развитию действия, остановит его.

Даже сюита танцев, какими обычно украшают бал, столь частый в балетах, имеет своё развитие. Например, в «Золушке» С.Прокофьева,  на королевский бал, Мачеха привозит своих дочерей  Злюку и Колючку, чтобы те очаровали Принца. Девушки танцуют. В танцах, как в зеркале, отражаются их характеры, которые заявлены уже в их именах. Естественно, Принц выбирает не Злюку и Колючку, а скромную, очаровательную Золушку, которой Волшебница помогла попасть во дворец. Здесь танцы не просто вставные номера – они неразрывно связаны с основной мыслью балета, с его «сквозным действием» : добро и красота торжествуют над злом.

Третий фрагмент вам знаком – «Вальс Золушки». Это радость, неожиданно обрушившаяся на Золушку,… и «злые» часы, вернувшие героиню в её безрадостный мир.

Слушаем С.С.Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»

Удивительно точно передаёт композитор своей музыкой характеры различных персонажей, а также рисует времена года, изображаемых в музыке Феями Зимы, Весны, Лета, Осени. Сейчас мы с вами послушаем Вариацию Феи Зимы из этого замечательного балета.

Слушаем С. С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка»

(Под эту музыку можно представить себе, как Фея Зимы обходит свои владения и, прикоснувшись волшебной палочкой, замораживает всё на своём пути. Музыка очень красивая, но какая-то холодная.)

Просмотр видеозаписи «Золушка» С.С Прокофьева  «Полночь»

«Единство балета(оперы)» достигается прежде всего единством интонационным : действующие лица далеко не всегда повторяют одни и те же мелодии (арии, песни, танцы и т.д), но вся ткань музыки каждого персонажа, как  правило, пронизана интонационным единством.

«Интонационное и драматическое единство» – это и есть преломление в музыке тех законов, по которым развивается сама жизнь. -Д. Кабалевский.

С.Прокофьев не мог расстаться с Золушкой, оставив её в прежнем безрадостном мире. Он должен привести свою героиню к радостной, счастливой жизни. И это счастье освещает не только Золушку, но и всё вокруг неё.

Закончилось наше путешествие в удивительный интонационный мир балета .

Учим песню «Эх, дороги»муз. А.Новикова

Формы организации обратной связи:

Домашнее  задание  будет следующим:  сделать эскизы театральной занавесы или декораций, пусть каждый проявит свою фантазию, выдумку.

 d5alenay@gmail.com

Отметка всем.