ГБОУ школа № 15

6 класс, музыка,  21.04.2020

Тема: Тонкая палитра оттенков.

Материал для обучения:

Музыка — искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Но говорит так же ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зримые образы. Ее структура так же закономерна, как структура художественной словесной речи, как композиция картины, архитектурного построения. Теория музыки, учение о гармонии, контрапункте и анализ формы занимаются раскрытием этих закономерностей, закономерностей, создаваемых великими композиторами в согласии с природой, историей и развитием человечества.
Исполнители не анализируют, не разлагают музыку, они ее воссоздают в ее органическом единстве, в целостности и конкретности ее материального звучания. Из этих простых, известнейших положений пианист должен сделать все нужные, напрашивающиеся сами собой выводы,— и очень часто он их не делает.
Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком. Казалось бы, ничего более очевидного нет. И, однако, очень часто забота о технике в узком смысле, то есть беглости бравуре, вытесняет или ставит на второй план у учеников важнейшую заботу о звуке.

  • Какова роль нюансов в динамике музыкального произведения? Постарайся связать свой ответ со словами Г. Нейхауза, которые являются эпиграфом к нашему уроку.

Ниже приведённые обозначения могут в браузере отображаться не верно, правильное обозначение в 6 класс, музыка, 21.04.2020

Постепенные изменения 
 Crescendo, Diminuendo
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креще́ндо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo), или декреше́ндо (decrescendo) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся (<), это означает усиление звука, если сходятся (>) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:
«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (рус. по́ко — немного), poco a poco (рус. поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (рус. су́бито — внезапно) и т. п.

Обозначение сфорцандо
Резкие изменения
Сфорца́ндо (итал. sforzando) или сфорца́то (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando) и обозначается rinf., rf или rfz.
Обозначение fp (forte piano) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Акцент
Акцент (итал. accento) — выделение отдельных тонов или аккордов посредством более сильного ударения[2]. При письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.

Музыкальные термины, связанные с динамикой
al niente — буквально «до ничего», до тишины
calando — «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
crescendo — усиливая
decrescendo или diminuendo — снижая громкость
marcato — подчёркивая каждую ноту
morendo — замирая (затихая и замедляя темп)
perdendo или perdendosi — теряя силу, сникая
più — более
poco — немного
poco a poco — мало-помалу, постепенно
sotto voce — вполголоса
subito — внезапно

История
Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissim

Слушание Л. Бетховен. Симфония № 6. IVчасть. «Гроза. Буря»

Какое явление природы изображает музыка? (хмурится небо, начинается разгул стихии, усиливается ветер, слышны удары грома, видны молнии, гроза постепенно затихает.)
Перед прослушиванием пьесы К. Дебюсси звучат строки из стихотворения С. Малларли «Явление»

Луна печалилась. В цветочной тишине
Водили ангелы по умершей струне,
И скрипки плакали под грустными перстами
Слезами белыми в лазури над цветами.

Эти поэтические строки могут быть отнесены к музыке К.Дебюсси — удивительного композитора – выразителя неуловимых чудес природы. Краски, звуки, свет и тень, мерцание — передается в музыке тонко и зримо.

Слушание К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты»

Как восхитительно и гармонично звучат голоса живой природы! Природа всегда искренна и чиста с нами, мы слышим и созерцаем ее, мы переживаем ее красоту, ее ритмы могут менять наше настроение, мы можем печалиться и радоваться, восхищаться и успокаиваться и, желая выразить высшую прелесть природного мира, говорим: «Музыка природы».

Слушание О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент

Итог:

Природа и человек не разделимы, вся жизнь человека тесно связана с природой, и искусство музыки тесно связано с миром чувств человека, с прекрасным миром природы, и поэтому красота музыки вдохновляется красотой природы и учит нас любить и беречь природу.

Формы организации обратной связи:

Составить динамическую схему песни «Баллада о солдате»

d5alenay@gmail.com